В рамках инвестиционного проекта планируется построить низконапорный гидроузел на р. Дон в Ростовской области для обеспечения надежного и безопасного судоходства крупнотоннажного флота на нижнем Дону, обслуживания международных грузовых перевозок, а также в целях повышения транспортной доступности и улучшения водохозяйственного комплекса в регионе.
С целью ликвидации лимитирующего участка в период 2009-2012 гг. были изучены гидрологические условия нижнего Дона с целью выработки оптимального варианта мероприятий для обеспечения потребности увеличения пропускной способности Волго-Донского водного пути на всей его протяженности.
В результате работы был сделан однозначный вывод, что только строительство низконапорного гидротехнического сооружения в Багаевском районе Ростовской области позволит достичь требуемых габаритов пути, стабилизировать уровни и глубины на участке от Кочетовского гидроузла до устья реки Дон.
Выбран створ расположения гидроузла 3089 км судового хода р. Дон ЕГС в районе хутора Арпачин Багаевского района Ростовской области.
Разработаны конструктивно-планировочные решения и обоснования основных технико-экономических характеристик и показателей комплексного проекта низконапорного гидроузла.
Цели реализации инвестиционного проекта:
- создание современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижения транспортных издержек в экономике;
- повышение эффективности и конкурентоспособности грузовых перевозок внутренним водным транспортом; ликвидация лимитирующего участка на нижнем Дону, ограничивающего пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации;
- обеспечение гарантированной глубины судового хода 4.0 м для прохода крупнотоннажного флота с полной загрузкой на р. Дон;
- повышение транспортной доступности и провозной способности водного транспорта на внутренних водных путях Волго-Донского водного пути;
- повышение транзитного потенциала внутренних водных путей Российской Федерации; улучшение водопользования в Ростовской области; оптимизация затрат федерального бюджета на содержание внутренних водных путей на р.Дон;
- повышение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на ЕГС.
- повышение транспортной доступности и провозной способности водного транспорта на внутренних водных путях Волго-Донского водного пути;
- повышение транзитного потенциала внутренних водных путей Российской Федерации;
- улучшение водопользования в Ростовской области;
- оптимизация затрат федерального бюджета на содержание внутренних водных путей на р. Дон;
- повышение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на ЕГС.
Продолжение проектирования - 2016 - 2017 годы; строительство - 2018 - 2023 годы
Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета - 22 000,0 млн. рублей.
Проект предусматривает проектирование и строительство комплексного низконапорного гидроузла на р. Волге в нижнем бьефе Городецкого гидроузла. Протяженность реконструируемого участка - 41 км по судовому ходу. Реализация проекта носит комплексный характер по решению транспортных и экологических задач в регионе.
- сохранить сквозное судоходство по р. Волге как водной трассе международного значения;
- создать условия для открытия Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации для международного судоходства;
- ликвидировать инфраструктурные ограничения на основных направлениях грузо- и пассажиропотоков на р. Волге;
- устранить потери провозной способности флота (по осадке и времени).
- сокращение доли внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, на 48 процентов (3,1 тыс. км);
- сохранение целостности р. Волги как судоходной, интеграция водной трассы Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации в систему международных транспортных коридоров; обеспечение гарантированных параметров внутренних водных путей Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации (глубина не менее 4 м);
- сокращение времени прохождения судами указанного участка.
проектирование - 2014 - 2020 годы; строительство - 2020 - 2024 годы
общий объем финансирования - 43 461,8 млн. рублей (федеральный бюджет)