• 17 января, 
Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
(Росморречфлот)
Главная // Главная / Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в обращениях граждан / /

Вопрос: Какой сертификат необходимо иметь членам экипажей судов для плавания в полярных водах?

Ответ: В соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 Правила V/4 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (далее – Конвенция ПДНВ) капитаны, старшие помощники капитана и вахтенные помощники капитана судов, эксплуатирующихся в полярных водах, должны пройти подготовку по программе «Подготовка по плаванию в полярных водах базового уровня» – «Basic training for ships operating in polar waters» (далее - Базовая подготовка) в соответствии с требованиями Раздела A-V/4 Кодекса ПДНВ, Таблица A-V/4-1, и иметь подтверждающий это документ специалиста (Certificate of Proficiency), выданный Морской администрацией Российской Федерации (далее - Администрация).

Пунктами 3 и 4 Правила V/4 Конвенции ПДНВ предусмотрено, что капитаны и старшие помощники капитана судов, эксплуатирующихся в полярных водах, при наличии у них не менее 2-х месяцев стажа работы на судах, эксплуатировавшихся в полярных водах, должны пройти подготовку по программе «Подготовка по плаванию в полярных водах по расширенной программе для старших помощников капитана и капитанов» –«Advanced training for ships operating in polar waters» (далее - Расширенная подготовка) в соответствии с требованиями Раздела A-V/4 Кодекса ПДНВ, Таблица A-V/4-2, и иметь подтверждающий это документ специалиста (Certificate of Proficiency), выданный Администрацией.

В свою очередь стаж плавания подтверждается на основании документов о выполнение требований к стажу работы на судне или документов, подтверждающих выполнение учебной программы морской образовательной организации (пункты 19, 20 Положения о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденного приказом Минтранса России от 15.03.2012 № 62).

Таким образом, прохождение курса Базовой подготовки или Расширенной подготовки, является обязательным требованием в части подготовки судоводителей при эксплуатации судна в полярных водах.

Вместе с тем в соответствии с частью 6 правила V/4 действует положение переходного периода, а именно:

  1. До 1 июля 2020 года моряки, которые начали получать одобренный стаж работы на судах в полярных водах до 1 июля 2018 года, должны иметь возможность подтвердить, что они отвечают требованиям пункта 2, посредствам следующего:
    1. Получение одобренного стажа работы на судне, эксплуатирующемся в полярных водах, или равноценного одобренного стажа работы на судне с выполнением обязанностей в составе палубной команды на уровне эксплуатации или на уровне управления в общей сложности в течение не менее трех месяцев за предшествующие пять лет; или
    2. Успешное прохождение курса подготовки, отвечающего рекомендациям о подготовке, установленным Международной морской организацией (далее – IMO) для судов, эксплуатирующихся в полярных водах.
  2. До 1 июля 2020 года моряки, которые начали получать одобренный стаж работы на судах в полярных водах до 1 июля 2018 года, должны иметь возможность подтвердить, что они отвечают требованиям пункта 4, посредствам следующего:
    1. Получение одобренного стажа работы на судне, эксплуатирующемся в полярных водах, или равноценного одобренного стажа работы на судне с выполнением обязанностей в составе палубной команды на уровне управления в общей сложности в течение не менее трех месяцев за предшествующие пять лет; или
    2. Успешное прохождение курса подготовки, отвечающего рекомендациям о подготовке, установленным IMO для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, и получение одобренного стажа работы на судне, эксплуатирующемся в полярных водах, или равноценного одобренного стажа работы на судне с выполнением обязанностей в составе палубной команды на уровне управления в общей сложности в течение не менее двух месяцев за предшествующие пять лет.