• 16 января, 
Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
(Росморречфлот)
Главная // / Новостная лента / /
22 июля 2020, 18:30

ВГУВТ создал фильм о трудовых династиях волжских речников, моряков и корабелов

НИЖНИЙ НОВГОРОД. В Волжском государственном университете водного транспорта приурочили к профессиональному празднику работников морского и речного флота тематический выпуск видеопроекта о семейных династиях корабелов, гидротехников, эксплуатационников и судоводителей.

Пресс-служба университета любовно собрала в  очередном видеовыпуске «Волжский университет онлайн» истории  отраслевых династий, многие из которых стали гордостью крупнейшего транспортного вуза Поволжья.   

Династия корабелов и судоводителей Гордлеевых-Вышкиндов насчитывает 5 поколений. Наибольшую известность как фотолетописец Волги приобрел Павел Вышкинд. Его фотографии стали частью истории Нижнего Новгорода и вуза, которому он отдал большую часть своей жизни, продолжая просветительскую деятельность в его стенах. Павел Абрамович родился в Астрахани, в самом устье Волги. Он воспитан всей энергией великой русской реки. Поэтому он и решил связать свою жизнь с описанием жизни людей на реке .Так получилось, что он начал путешествовать вверх по реке и остановился в Нижнем Новгороде. Пошел в качестве фоторепортера в газету «Большая Волга», курсировал по всей стране, связал свою жизнь с университетом, институтом инженеров водного транспорта. В 1945 году министерство попросило его основать фотолабораторию в составе ГИИВТа-ВГУВТа. Его лучшие кадры сейчас – ценные экспонаты речного музея, то и дело встречаются в коридорах и аудиториях родного вуза.

Его потомок Сергей Гордлеев – руководитель Конструкторского бюро университета – с детских лет перенимал от знаменитого фотохудожника любовь к водному транспорту, к реке и людям, которые на ней работают.

- Мысль о студенческом бюро витала в головах у многих, хотелось возродить – потому что оно уже когда-то было. КБ началось с маленького проекта постройки фанерной лодки оригинальной конструкции, но это так захватило умы студентов и понравилось преподавателям и широкой публике, что дальше мы просто решили: почему бы не строить и не проектировать нормальные суда, участвовать в работах ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, в работах заводов, которые к нам обращались, - рассказал Сергей Дмитриевич. - И так постепенно превратились из студенческого КБ, которое никуда не ушло, в КБ с признанием Регистра и серьезными заказами.

Династии управленцев на водном транспорте, выходцев из эксплуатационного, общеинженерного факультетов – важная часть университетской среды. Одна из таких династий - семья Нюркиных. Теперь они работают в Институте экономики, управления и права. Родоначальник династии – Нюркин Иван Григорьевич, доцент кафедры подъемно-транспортных машин, кандидат наук.

- К вузу шел со школы. В 1989 году поступил на эксплуатационный факультет, в 1994 закончил и пошел в аспирантуру к Владимиру Кожухарю, - рассказывает начальник учебно-методического управления ВГУВТ Олег Нюркин. -  В силу того, что он вынужден был уехать на север, я попал к другому корифею ГИИВТа, Леониду Рыжову, легенде не только кафедры и вуза, но и всей отрасли. По сути он был основоположником толкания составов на реке, если помните старые фильмы, то раньше все составы буксировали, то есть тянули за собой. Леонид Михайлович разработал и доказал эффективность другой ситуации, когда толкач толкает состав перед собой. Это и управляемость, это и скорость движения. Это была революция в речном транспорте.

Пошел по стопам отца и профессор кафедры водных путей и гидротехнических сооружений, доктор технических наук Игорь Липатов.

- Флот держится на флотских династиях. Причем это не обязательно касается плавсостава, в моем случае это семья путейцев, рассказывает Игорь Викторович. - Мой отец тоже инженер-гидротехник, всю жизнь занимался водными путями, работал в Волжском государственном бассейновом управлении путей водного транспорта, и всю жизнь занимался судоходными сооружениями. Когда я заканчивал институт, у меня был выбор – пойти либо в электрику идти, либо радиоэлектронику, но когда я познакомился со своим будущим учителем, деканом и научным руководителем Ростиславом Фроловым, я понял, что факультет романтиков голубых дорог – это мое. Так он называл наш факультет, когда я его останавливал. Почему так? Все очень просто – жизнь начинается с любви, а флот начинается с пути, и нам без водного пути ни шагу не пройти! Поэтому я и взял это специальность, в основном это ещё ряд моих чисто человеческих интересов. Мне нравится работать с водой, с потоком, с гидродинамикой, с математикой, с вычислительными технологиями, которые в эпоху всеобщей цифровизации только прибавляют в актуальности.

Виктор Липатов закончил Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций по направлению гидротехнического строительства и всю жизнь занимался эксплуатацией шлюзов. С 1977 года работал в Волжском ГБУ, сначала в службе гидросооружений, потом стал начальником, и дальше был главным инженером, замом руководителя, и, по сути, всю жизнь посвятил эксплуатации волжских шлюзов судоходных сооружений.

Отец и сын Осокины – представители молодой династии судоводителей Волжского университета. В настоящее время оба встречают праздник в загранрейсе – один на английском судне, второй – на отечественном. Для доцента кафедры судовождения ВГУВТ Михаила Викторовича и студента 4 курса Игоря дорога к морю началась здесь, в Нижнем Новгороде.

- В 2013 году после того, как я впервые побывал в море, тогда я ещё учился в школе, это был 8 класс, ребят с разных школ готовили и отправляли на различные парусники, - рассказывает Игорь. - Я попал на учебное парусное судно «Седов». Мы были полноценными членами экипажа. Я провел там целый месяц, и для меня этот момент стал переломным – я понял, что это такое, я понял, что мне это интересно!

Его отец родился в Нижнем Новгороде, с 2000 года  работает в университете, в 2003 году защитил кандидатскую диссертацию. За это время, помимо работы, для того, чтобы продлевать морские рабочие документы, регулярно ходил в море. Игорь признается, что всегда старался равняться на него, отец остается для него образцом в поведении на судне и в жизни. Одним из важных качеств, которые воспитывает море – для Игоря является умение дружить.

 

 – Я думаю, что дружба это такое взаимоотношение людей, когда они готовы прийти друг к другу на помощь в любой момент времени несмотря ни на что, которые будут стоять за тебя горой, - рассказывает студент-судоводитель. - Без дружбы экипажу очень сложно, потому что замкнутый коллектив, и если с кем-то начинать враждовать, то это может очень плохо закончиться. Необходимо уметь налаживать общение со всеми, неважно, приятен тебе этот человек или нет. Мы находимся «в одной лодке» и должны выполнять свою работу четко и слаженно, а для этого необходим дружный коллектив.

Все представители морских, речных и береговых династий Университета единодушны в одном - принадлежность к водному транспорту, его прошлому и настоящему воспитывает в людях, прежде всего, чувство ответственности, готовности придти на помощь, широкий, доброжелательный и не пасующий перед трудностями волжский характер.  


< Назад